Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Сибайская гимназия-интернат
МЕНЮ

Программа музейной и краеведческой деятельности
в ГБОУ Сибайская гимназия-интернат

 

 Пояснительная записка

1. Актуальность, новизна, целесообразность образовательной программы для достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Актуальность программы обусловлена современными жизненными реалиями, выражающимися в становлении гражданского общества.  Для решения внутригосударственных задач в России требуется человек, способный к самостоятельным ответственным действиям в политической, правовой и социальной жизни, человек, для которого гражданская активность и патриотизм являются условием личного и общественного благополучия, нормой поведения. Изучение истории Родного края в ходе самостоятельного углубленного поиска позволяют воспитывать юных граждан именно такими. Подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, найти интересную работу. Музейно-краеведческая, поисковая и проектно-исследовательская деятельность предоставляет ребенку, подростку и молодому человеку широкий выбор интересных занятий. Такому  школьнику будут чужды вандализм, безразличие к обычаям и традициям предков, неуважение к старшему поколению, слабый интерес к изучению истории Родного края.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

 Цель: формирование всесторонне развитой личности юных граждан через музейно-краеведческую, поисковую и проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. обучающие:

развитие у школьников интереса к краеведческой, поисковой и проектно-исследовательской деятельности;
включение слушателей в познавательную деятельность по изучению истории Родного края;
приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в проектно-исследовательской и поисково-краеведческой работе, ключевых компетентностей;
развитие мотивации к занятию историческим краеведением.

2. воспитательные:

стимулировать активность личности;
создавать условия для социализации личности;
стимулировать формирование гражданской позиции.

3. развивающие:

развитие самостоятельности, активности, ответственности;
формирование потребности в саморазвитии.

2. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.

Основным преимуществом Программы является не только получение школьниками теоретических знаний в области истории Родного края, но и приобретение практических навыков, а также учет их предпочтений (получение навыков как «экскурсовод», «исследователь», «поисковик», «проектировщик» и т.д.). Программа дает основы исследовательской деятельности для всех обучающихся по ней ребят, а также предполагает трехуровневое погружение в данную проблематику: низкий, средний и высокий уровни сформированности гражданственности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы проектно-исследовательской деятельности определены в них как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Таким образом, данная программа  способствует реализации ФГОС на практике, тем самым являясь действенной основой воспитания личности юных граждан

 Основные направления работы музея:

Поисковая научно-исследовательская работа

1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.

2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.

3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

5. Написание рефератов воспитанниками на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом  народа.

6. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.

7 Результаты исследований представлять на районные, городские, республиканские научно-практические конференции.

Экскурсионно-просветительская работа.

1. Организация  экспозиций музейных предметов,  тематических материалов, творчества и достижений воспитанников,  учителей.

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, классных часов.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми нашего края.

4. Дни открытых дверей.

5. Творческие отчеты.

6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

Творческая работа.

1. Организация тематических выставок, творческих работ воспитанников, их достижений.

Организационная работа.

1. Создание актива музея.

2. Планирование работы музея.

3. Создание творческих групп.

4. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа.

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.

5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования. Обмен опытом с сотрудниками музеев других школ.

5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Предполагаемыми результатами реализации Программы в этом году будут:

v    приобретение умений и навыков сбора и обработки экспонатов;

v    приобретение умений и навыков оформления экспозиций музея;

v    приобретение умений и навыков проведения экскурсий, лекториев, уроков мужества;

v    приобретение умений и навыков работы с разнообразными источниками и литературой;

v    приобретение навыков фиксации воспоминаний старожилов и умений по их интерпретации;

v    приобретение навыков работы над индивидуальными темами (самостоятельной работы над индивидуальными темами);

v    приобретение умений и навыков оформления проектов, рефератов, исследовательских работ и др. с использованием современных компьютерных технологий;

v    приобретение умений и навыков распространения полученной информации и пропаганды музейно-краеведческой деятельности.

   К количественным и качественным результатам относится увеличение количества экспонатов музея, количества исследовательских работ, завоеванных призовых мест, проведенных мероприятий, видео воспоминаний ветеранов войны и др. категорий граждан, картотек, библиотечного фонда, благотворительных акций, участников экспедиций и др.

Полезные ссылки
  • Категории раздела
    учебные достижения [10]
    новости, посвященные учебным достижениям, НПК, олимпиадам
    спорт [7]
    спортивные достижения и мероприятия
    объявления [14]
    объявления для родителей и обучающихся
    мероприятия [28]
    мероприятия, экскурсии
    встречи [12]
    встречи с известными людьми, профессионалами
    Достижения [5]
    Вход на сайт
    Поиск
    Статистика

    Сайтыбыҙҙа: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0